Продвижение сайтов & web-аналитика

Отправить заявку    +38 096 558 75 14

Cookies в продвижении и аналитике сайтов

Наверное, мы не писали бы этот материал, если бы не работали с аналитикой. Тема cookies - зона работы программистов, но также имеет прямое отношение к аналитике и продвижению. В данной статье мы немного погрузимся в теоретические знания о cookies, которые могут пригодиться в продвижении сайтов и аналитике.

Cookies - временные файлы с конкретным набором данных, отправляемые сайтом в браузер пользователя.

Разработкой технологии cookies мы обязаны Лу Монтулли, который их придумал в 1994 году столкнувшись с проблемой хранения товаров в корзине между посещениями пользователем сайта. В дальнейшем, технология была запатентована автором и использована многими браузерами.

Назначение Cookies

  • хранение временной информации о пользователе (товары в корзине, пользовательские предпочтения, аутентификация и другие технические метрики пользователя);
  • использование при последующих сеансах для удобства пользователя и считывания технической информации.

Следовательно, cookies пользователя может пригодится в следующих случаях:

  • аналитика мгновенно получает ответ был ли пользователь на сайте (это новый или возвращаемый посетитель);
  • получение метрик и дат сеансов пользователя;
  • консолидация других метрик по истории посещения пользователем сайта.

Разберемся немного подробнее, что от чего идет. Для начала, какие типы cookies бывают.

Типы cookies

  • сессионные;
  • постоянные;
  • сторонние;
  • супер-cookies;
  • зомби-cookies.

Самые распространенные это первые 2 типа - сессионные и постоянные.

👉 Сессионные cookies - cookies, которые хранятся только в течение сессии пользователя, а именно до закрытия окна браузера.

👉 Постоянные cookies - cookies, которые хранятся в браузере пользователя, имеют конкретный срок хранения и обновляются при последующем посещении сайта. Этот тип называют ещё - следящие cookies, которые активно используются рекламодателями для ремаркетинга, анализа предпочтений, аналитики и тому подобное. Собственно, наши друзья Facebook, Google и не только, работают именно с ними.

Вы можете спросить, какие же данные можно получить о пользователе из cookies? Перейдем дальше, ближе к техническим параметрам. Каждая запись имеет параметры, такие как на скрине:

параметры cookies

Параметры cookies

  • name - название файла;
  • value - уникальное значение файла cookies для идентификации пользователя;
  • expires - дата, до которой действителен файл cookies;
  • max-age - время жизни cookies с момента установки;
  • path - директория на сервере, для которой доступен файл cookies;
  • domain - домен, которому открывается файл cookies;
  • secure - индикатор защищенной передачи данных cookies.

Это основные параметры, которые передаются при первом посещении и обновляются после следующего посещения сайта.

А теперь ближе к конкретным записям, которые используются мировыми гигантами в аналитике и продвижении.

Cookies & Google Ads + Analytics & Facebook IOS 14+

Далеко не секрет, что все рекламные системы используют куки пользователя для рекламы и веб-аналитики, и делают в них свои записи, при наличии их кодов на сайте.

Google Ads & Analytics прописывают в cookies пользователя специальные данные в виде записей:

  • _ga - уникальный идентификатор пользователя, который прописывается в Google Analytics и хранится в течение 2-х лет;
  • _gid - специальный параметр идентификации пользователей, который актуален лишь в течение 24 часов;
  • _gac - идентификация связи Google Analytics и Google Ads.
Cookies & Google Ads + Analytics

Facebook прописывает в сайт другие специальные данные cookies:

  • _fbp - свидетельствует о наличие пикселя на сайте;
  • _fbc - свидетельствует о переходе пользователя с рекламы Facebook с меткой fbclid, что в дальнейшем сохраняет данные метки fbclid в этой записи;
  • c_user - уникальный идентификатор пользователя.
Cookies & Facebook

У каждой записи есть свой уникальный ID, который потом используется каждой системой для своих целей.

iOS 14+, cookies и реклама

Наверное Вы уже слышали об изменениях в связи с обновлением операционной системы iOS. Да, не только пользователи устали от рекламы, но и операционные системы, поэтому компания Apple позаботилась об ограничениях передачи cookies и о том, чтобы дать выбор пользователям оставлять их или нет. В результате чего, рекламодатели Facebook столкнулись с большими трудностями. Более подробно мы это обсуждали в нашей статье.

Компания Google быстро адаптировалась и решила проблему через систему связывания конверсий в Tag Manager, тогда как Facebook столкнулся с большими трудностями, но практически уже нашел аналогичное решение через передачу данных напрямую с сервера с помощью Conversion API.

В целом, мы приходим к выводу, что cookies не зря были придуманы, а рекламные системы будут настолько совершенны, что все равно найдут способ пользоваться данными и без них, при необходимости.