Осенью 2020-го года Google представил новый инструмент аналитики - Google Analytics 4. Новость вызвала определенный фурор, привлекла к себе внимание маркетологов, специалистов по рекламе, разработчиков сайтов и приложений, так как было заявлено множество обещаний и появление новых профессиональных инструментов.
Новый счётчик Google Analytics 4 (GA 4) устанавливается параллельно с Universal, фундаментальное отличие от которого заключается в модели учета и обработки данных, управляемых событиями.
Модель данных, управляемых событиями - это набор алгоритмов учета событий в гугл аналитике.
Если кратко - гугл обновляет алгоритмы учёта событий путем выхода нового гугл аналитикс 4, что было нереализуемо в юниверсал аналитикс. Самый главный плюс этого всего, так как версия 4 еще в статусе бета - счетчик устанавливается параллельно.
Итак, немного теории.
Причины появления гугл аналитикс 4
Самая главная и фундаментальная причина появления GA 4, это активное появление одностраничных сайтов и приложений, что делало невозможным адекватный анализ событий и сеансов с помощью старой аналитики.
Невозможность нормального анализа одностраничных сайтов.
Думаем, Вы замечали процент отказов на одностраничном сайте и поймете о чем мы.
Если ранее сайты были многостраничными и при каждом посещении страницы регистрировались сеансы при перерыве посещения в 30 минут, то теперь для одностраничных сайтов концепция просмотров страниц значительно изменилась.
Основное решение разработчиков Google Analytics 4
Разработка гибкой системы событий коммуникации пользователя с сайтом, которая заменила фундаментальное понятие - просмотр формирует сеанс.
Еще раз. Если ранее просмотр был главным условием для формирования сеанса, то теперь разработчики перешли на другую логику - гибкая система учета событий.
Возможно, что это сейчас сложно звучит для восприятия, но после сбора эмпирических данных будет все понятно.
Кроме смены основной логики работы, которая большинству пока мало о чем говорит, новый гугл аналитикс обладает массой преимуществ.

Преимущества Google Analytics 4
1Объединенное использование аналитики веб-сайта и приложения.
2Расширенные возможности отслеживания событий. Автоматически регистрируются события с улучшенной статистикой.
3Выбор идентификации отчетов по USER ID и по типу устройства, либо только по типу устройства.
4Google сигналы - улучшенный сбор агрегированных данных о пользователях Google с учетом использования устройств.
5Отслеживание истории изменения ресурса - возможность отслеживать все действия производимые с аккаунтом аналитики.
6Установка связи с BigQuery. Ранее эта функция была доступна только пользователям Google Analytics 360. Таким образом, Вы можете получить доступ к необработанным данным Google Analytics и выполнять по ним SQL-запросы.
7Новый вид отчетов под названием “Анализ” с данными для расширенного анализа трафика. Ранее подобный отчет был доступен только для пользователей Google Analytics 360. Дополнительно присутствует очень удобный визуальный конструктор отчетов, который легко позволяет получить необходимое.
8Нет ограничений на объем данных, которые вы можете отправлять в свойства Google Analytics.
9Google Analytics 4 имеет функцию “расширенного изменения”, которая позволяет автоматически отслеживать определенные типы событий. Например: отслеживание прокрутки, отслеживание видео, отслеживание выхода, отслеживание поиска. Всё это без какого-либо тегирования / кодирования.
10Добавлены отчеты debugView, при помощи которых можно проверить конфигурацию аналитики для приложений.
11Открыта возможность сравнения поведения различный аудиторий в зависимости от покупательской принадлежности либо других характеристик.
12Доработан и расширен отчет “Отчет в реальном времени” сразу в одном экране с географией, статистикой просмотров страниц и достижением событий.
13В Google Analytics 4 можно проследить путь отдельного покупателя на своем веб-сайте и в приложении. Такая кроссплатформенность помогает:
- Улучшить понимание пути к покупке на разных платформах, и как следствие, улучшает пользовательский опыт.
- Устранить проблемы с атрибуцией между устройствами. Например, Вы можете определить количество пользователей, которые начали свой путь к покупке в мобильном приложении прежде, чем посетить сайт для завершения покупки.
- Улучшить понимание эффективности маркетинговых кампаний на разных устройствах и платформах. Например, можно определить маркетинговые каналы, ответственные за привлечение наибольшего числа клиентов на разных платформах.
В отчетах Google Analytics 4 отсутствует понятие “показатель отказов”. Этот показатель был заменен на показатель вовлеченности. Он рассчитывается следующим образом:
Уровень вовлеченности = вовлеченные сеансы / сеансы
Активный сеанс - это сеанс Google Analytics, в котором пользователь активно взаимодействовал с вашим сайтом / приложением в течение минимум 10 секунд. Сеанс Google Analytics, в котором запускается событие конверсии или запускаются две или более страниц, также становится активным сеансом.
Поскольку уровень вовлеченности не зависит от просмотров страниц, его можно использовать на разных платформах (веб-сайт и мобильное приложение) для измерения взаимодействия пользователей.
Это не относится к метрике показателя отказов, который обычно не позволяет измерить взаимодействие пользователей с мобильными приложениями и другими одностраничными приложениями. Показатель отказов также не работает в определенных нишах, таких как публикации (новости, блоги), где одностраничные сеансы являются обычным явлением.
Теоретического вступления думаем достаточно. Теперь о том, как установить Google Analytics 4.
Имплементация Google Analytics 4
1) Google Analytics, администрирование, выбираем “Обновить до GA4”

2) Далее “Начало работы”

3) Создаем ресурс

4) Копируем ID. Обратите внимание, оно здесь начинается с “G-”

5) Заходим в тег менеджер, там уже есть готовая установка для тега “Google Аналитика: конфигурация GA 4”

6) Сохраняем, и получаем трекинг уже совершенно нового уровня.
Дополнительно, для новичков в GA 4 есть “Настройки Ассистента”, который поможет со всеми настройками

Настройка событий и конверсий Google Analytics 4
- Настройка обычных событий и конверсий в Google Analytics 4 значительно изменилась, что не описать в 2-3 абзаца. Об особенностях настройки событий и конверсий в GA 4 читайте в нашей новой статье;
- Подключение электронной торговли для интерент-магазинов также отличается от подключения электронной торговли в Universal Analytics. Актуальную информацию по подключению смотрите здесь.